Архив новостей

Алексей Кудрин рассказал, что нужно сделать для ускорения роста экономики

kudrin 0101010

Президент Гильдии финансистов Алексей Кудрин рассказал, что нужно сделать для ускорения роста экономики

     ЦСР под руководством Кудрина готовит стратегию развития России на период 2018–2024 гг. Выполнять программу будет уже новое правительство, говорит Кудрин. Основные вызовы для российской экономики – демографические изменения, недостаток инвестиций, технологическое отставание, низкая производительность труда и плохое качество госуправления, перечислил он.

     К 2030 г. население трудоспособного возраста сократится почти на 10 млн человек по сравнению с 2008 г., следует из презентации Кудрина. Программа ЦСР, по расчетам ее авторов, позволит переломить тренд. Но для этого нужно повысить пенсионный возраст, указывает Кудрин: для женщин – до 63 лет, для мужчин – до 65 лет; это лишь вариант.

     Фундаментальная проблема бюджетной системы – сокращение доходов бюджета расширенного правительства при существующей налоговой системе, говорится в материалах ЦСР, с которыми ознакомились «Ведомости». Придется или повышать налоговые доходы, или сокращать расходы до 32% ВВП к 2025 г. с 37,3% в 2016 г. Но необходимо увеличить расходы на образование до 4–4,7% ВВП к 2024 г. (сейчас – 3,7%) и здравоохранение до 4–4,3% ВВП (сейчас – 3,9%), предлагает Кудрин, нужно создать непрерывное и гибкое образование для любых возрастов, в том числе для пожилых людей.

     Еще один приоритет в программе ЦСР – реформа судебной системы: новые нормы и процедуры, защищающие права собственников, новая система подбора кадров, повышение эффективности аппарата судов. Кроме того, нужно продолжить работу по снижению контрольно-надзорных функций.

     Только два города в России могут соревноваться с ведущими городами мира по качеству жизни, указывает Кудрин. И предлагает создать для начала 10–15 городов-агломераций, которые будут сопоставимы на Востоке с восточными конкурентами, а в Европе с западными городами.

     Инфляцию в среднесрочной перспективе Кудрин предлагает снизить до 2–2,5% – это уменьшит стоимость финансовых ресурсов и тем самым создаст основу для длинных денег. Нужно понять, через три года [снижать инфляцию до 2–3%] или в более отдаленной перспективе, ответила Юдаева.

     Экономика может показать рост выше 3% в 2019 г. и выше 4% в 2022 г. в случае проведения структурных реформ, а к 2035 г. – удвоиться, подсчитал Кудрин. При инерционном сценарии ВВП увеличится только в 1,5 раза (см. график). Реформировать все – от культуры до физкультуры, замечает высокопоставленный чиновник: «Нужно бежать со всех ног, чтобы стоять на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». Но без доверия проводить реформы трудно, предупредил Кудрин. Отсутствие доверия – это дополнительный «налог» на любую общественную транзакцию, говорилось в его презентации.

Материал подготовлен по материалам газеты «Ведомости».

Подробнее...

Повышение пенсионного возраста — не главное

Kudrin_15.jpg

 Бюджет как раз приспособился, но в части главных параметров действительно сокращаются расходы, дефицит пока остается высоким, но он

Повышение пенсионного возраста — не главное условие реформы экономики, а одна из 20 ключевых мер

ИНТЕРВЬЮ БИЗНЕС ФМ

Алексей Леонидович, два года назад ровно в этой же комнате мы обсуждали курс доллара, цены на нефть и запас прочности российской экономики. Вы меня тогда удивили достаточным оптимизмом, сказали, что бюджет в течение двух лет сможет приспособиться к новой шкале доходов и расходов, что такая возможность есть, и что в принципе все будет нормально. Спустя два года ровно здесь же, что вы скажете, смогли ли мы приспособиться и, в особенности, бюджет?

Алексей Кудрин: Бюджет как раз приспособился, но в части главных параметров действительно сокращаются расходы, дефицит пока остается высоким, но он в течение трех лет будет уменьшаться, все основные обязательства исполняются, в этом смысле неплохо. Но мы видим, что, сокращая расходы бюджета в силу низких цен на нефть, еще пока сохраняющейся стагнации, по сути нулевого роста экономики, часть расходов приходится снижать. У нас, к сожалению, сокращаются расходы на образование, на строительство дорог, даже на оборону, поэтому это приспособление есть, но какой ценой? Ценой того, что нам приходится отступить от прежних уровней поддержки экономики и отраслей.

У нас в два раза сократились Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, это с учетом удорожания рубля…

Алексей Кудрин: Это как раз нормально. Резервный фонд и Фонд национального благосостояния и созданы для того, чтобы поддерживать бюджетную систему в сложный момент, он по названию даже — Резервный. Вот эти резервы и надо было сейчас тратить. Очевидно, хотелось бы, чтобы тратились резервы, когда одновременно проводятся реформы, чтобы потом подхватить эстафету, то есть чтобы рост экономики дал больше доходов в результате реформ, чтобы и Фонд национального благосостояния мог бы поддерживать сейчас пенсионную систему, а впоследствии уже больше рассчитывать на доходы пенсионной системы. Это правильно.

И все-таки сейчас дефицит бюджета и макрофинансовая стабильность обеспечивается как раз расходованием резервных фондов, они наполовину истрачены. При нынешних темпах их хватит фактически меньше, чем на два года, вы и сами не прогнозируете, что цены на нефть у нас вырастут и обратно заполнится «кубышка». Через два года как будет выглядеть система в целом?

Алексей Кудрин: Я бы три меры назвал ключевыми в том, что наша экономика адаптировалась: это, прежде всего, гибкий курс, который внес экономический барьер на приток большого количества импорта и, наоборот, отток валюты, то есть сбалансировал таким образом; второе — это бюджетный дефицит, который поддерживался за счет Резервного фонда, и это создало возможности; третья мера — это сокращение расходов, которые тоже оздоравливают в целом систему, сохраняя государство кредитоспособным. Но это меры краткосрочного и антикризисного характера, которые позволили экономике приспособиться.

Ваше сегодняшнее выступление все будут воспринимать, как первую подробную презентацию той программы, над которой вы работаете по поручению президента, правда, не только ваш центр. И, мне кажется, две вещи, на которые обратят внимание: в первую очередь критическая роль, которую вы отводите повышению пенсионного возраста, а во-вторых, то, что вы все-таки говорите о темпах роста в 3-4% через пять лет, причем такие цифры еще полгода назад вы не называли. Что позволило вам все-таки в своей концепции, стратегии прийти к возможности такой цифры роста — 3-4%, что принципиально изменилось?

Алексей Кудрин: Мы как раз исходим из того, что нам нужно на эти цифры выйти: примерно 3% уже в 2019 и 4% на рубеже 2021-2022 годов. Мы считаем, это возможно в обмен на те реформы, которые мы предложим. Работа не завершилась, только находится в самой середине, в горячей точке. И как раз мы покажем все меры, которые возможны, чтобы выйти на такие темпы роста. Если эти меры не будут поддержаны, то такого роста не будет, тогда будет так называемый инерционный сценарий Минэкономразвития, который позволяет повысить рост в пределах 1,5-2%. Я предполагаю, что, скорее, даже будет еще меньше — 1-1,5% в среднем за несколько лет. У нас за последние семь лет 1,2-1,3% средний рост, и он такой и сохранится, если не проводить реформ. В отношении пенсионного возраста это одна из мер, я бы ее включил в число 20 ключевых мер, которые потребуются, и главная мера — не пенсионная система. Повышение пенсионного возраста требуется для поддержания пенсий на должном уровне. Мы знаем, что уже в прошлом году не удалось проиндексировать пенсии. Мы как раз это предлагаем, чтобы избегать таких ситуаций и больше думать о пенсионерах. Хотя мы предлагаем, чтобы кто-то поработал на два или три года больше. Главными мерами такого подхода и повышения экономического роста является реформирование государственного управления в части повышения качества работы с бизнесом, снижение административной, регуляторной нагрузки на бизнес и тем самым раскрепощение бизнеса. Сегодня наши контрольно-надзорные органы, заботясь о защите граждан в части пожарного надзора, качества пищи, зачастую просто доводят предприятия до закрытия в результате своих проверок. Это странная забота, поэтому мы и говорим, что качество государственного управления должно быть повышено существенно. Есть новые, современные методы контроля, когда предприятия не убиваются в результате такой проверки, и уменьшается количество заказных проверок. Следующая модель связана с работой других органов или в отношении других вещей, например, повышение компетенции наших граждан и работников в разных возрастах. В России, практически, в отличие от Запада, не развито образование старше 30-35 лет, а в мире сегодня это новый тренд. Вы можете получить новое образование в любом возрасте, причем есть курсы любой продолжительности на любую тему. Это веление времени. Быстрее меняются профессии, быстрее создаются новые сферы производства и технологии, поэтому нужны новые специальности. Человек за свою жизнь будет несколько раз менять место работы и специализацию, этому нужно помогать, тогда экономика будет более эффективной.

Такие меры могут состояться и дать какой-то эффект в течение 4-5 лет или они затрагивают совсем другие горизонты?

Алексей Кудрин: Согласен, правильный вопрос. Инвесторы всегда смотрят вперед, они доверяют или не доверяют этой политике. Если они видят, что программа есть и первые два-три года выполняется, тогда они инвестируют в то, что, они знают, будет работать и через четыре, и через пять или шесть лет, вот как работает система инвесторов. Инвесторы никогда не строят свой завод за два или три года, обычно это более продолжительный период, а уже потом, стройка — это часть работы, надо проектировать, нужно оценить рынок, даст ли это производство на этом рынке свои плоды.

Если коротко, то главное слово прошлого года — постправда: не важно, состоится ли это, важно, чтобы в это поверили, важно об этом рассказать.

Алексей Кудрин: Я как раз не совсем с этим согласен. Если инвестор будет обманут, то он еще меньше будет доверять следующим вашим словам. Поэтому, наоборот, нужно, чтобы ваши слова каждый момент подтверждались. Вы сегодня поверили, и через два-три года то, что вы пообещали, произошло, вот нам нужно создать такую историю, финансовым языком говоря, такую кредитную историю, историю доверия к шагам власти. Очень много декларированных вещей властью не исполняется. И сегодня действительно есть определенное разочарование, даже уровень недоверия. У нас есть к президенту высокий уровень доверия, а если мы посмотрим уже на правительство или парламент, институты правоохранительные или какие-то другие органы — религию, школы, то у нас катастрофически низкое доверие к этим институтам, которое раза в два-три отличается от того, как западные граждане верят своим правительствам, своим государствам, своим институтам власти. Это становится, оказывается, дополнительным ресурсом в экономике. Есть доверие — инвестируют, нет доверия — нет. Ведь люди не знают, как через три года сложится рынок, значит, мы должны рассчитывать, что власти будут осуществлять разумные действия. По политике, рост будет, значит, возникнет новый спрос на какую-то продукцию. Когда мы говорим — 3% роста в 2019 году — с точки зрения экономиста я хочу сказать, это было бы грандиозное достижение. Кто-то может сказать: знаете, Алексей Леонидович, когда вы работали, средний темп экономического роста был 7% за семь лет.

Мы понимаем, что там была и другая база, и другой исторический этап…

Алексей Кудрин: Это вам понятно, что там была другая база, а бизнес думает, а почему бы нет, почему бы это правительство не добилось бы более высоких темпов роста — 4-5%? Оказывается, 3% можно добиться, проводя сложнейшие, не всегда популярные реформы. Мы, к сожалению, свой старый ресурс съели, а задел для нового не сделали.

Еще один, видимо, очень важный запрос, еще пока выступали, в зале сидел Сергей Алексашенко, писал мнения, примерно так: технократическая программа, верит в работоспособность (это о вас); ничего не сказал о политических реформах. Правда, в конце уже я подумал, может, прочитали, эту тему затронули, на политических реформах — это очевидный запрос аудитории.

Алексей Кудрин: Политическими реформами не занимается наша группа ЦСР, но мы как раз занимаемся вопросами доверия к власти и экономике. Чтобы нам провести реформы, нам нужна коалиция в поддержку реформ, то есть понимание, востребованность их, и мы изучаем, какие группы населения что хотели бы, чтобы у нас в стране происходило, и готовы ли они ждать и понести какие-то издержки на этом пути, чтобы страна добилась большего, и дети жили в замечательной стране. В этом смысле институт коммуникации между властью и населением — это важнейший элемент всей системы. И сегодня я говорю, скорее, о тех инструментах, которые являются инструментами обратной связи, общения, обсуждения профессиональным сообществом, общественными организациями, гражданским обществом. Я, скорее, не затрагиваю партии, но должен сказать, что в какой-то момент мы должны будем спросить: а является ли парламент представителем всех групп населения, и насколько парламент умеет концентрировать эти позиции в общую позицию по какому-то законопроекту? Это является важной частью, в целом, процесса развития в любой стране. Но сегодня наш центр этим не занимается.

А тема реформы правоохранительных органов и судебной системы, она, так или иначе, в вашей повестке или нет?

Алексей Кудрин: Да. По крайней мере, нам дано разрешение представить свои предложения.

Я неоднократно слышал, что большинство людей и во власти, и тем более за ее пределами, считают именно эту тему самой знаковой и, кстати, с точки зрения как раз решения вопросов доверия. Но при этом у людей во власти говорят, ну да, конечно, нам нужно что-то улучшить, но никто не говорит, а как это сделать. Вот у нас не доверяют правоохранительной системе. Скажите, что нужно сделать, чтобы вдруг это доверие появилось, у вас есть рецепт?

Алексей Кудрин: У нас есть представление, как это можно делать, более того, мы обсуждаем с представителями правоохранительных органов эти шаги. Но мы в пути, поэтому я пока не готов это озвучивать, но считаю это важным, очень принципиальным в рамках всех реформ. Мы в какой-то момент сначала согласуем с представителями правительства, администрации президента, потом, наверно, больше скажем об этом.

С санкционной точки зрения для России в ближайшие годы, как вы думаете, может быть еще хуже или, скорее, будет лучше? Учитываете ли вы этот внешний фактор в работе над пятилетней программой?

Алексей Кудрин: В нашем сценарии мы исходили из сохранения статус-кво санкций на весь период нашего прогноза. Хотя я надеюсь, что уже в 2017 году будет некоторое демонстративное ослабление санкций со стороны Евросоюза. Возможно, даже и со стороны США, но это более сложная система. Соединенные Штаты будут вести себя более жестко даже при внешне благоприятных отношениях с Трампом. Там работает государственная машина, и даже в период всех внешнеполитических, геополитических задач в отношении смягчения санкций Россия тоже должна сделать шаг навстречу. Как я понимаю, американцы считают, что смягчить санкции можно только в обмен на какие-то встречные шаги в сферах взаимных интересов.

С вашей точки зрения и в рамках конкретной работы для нас это важно?

Алексей Кудрин: Да, конечно. Вы знаете, я считаю, санкции — это только часть большой проблемы геополитической напряженности в отношениях между Россией и Западом, в том числе НАТО, а это уже более серьезно. Снизить эту напряженность принципиально важно, потому что конфликт создает новые угрозы в мире, а это уже разрушительно для всех — и для Запада, и для нас. Нам нужно сесть и договориться о взаимных гарантиях. Это делалось всегда, так поступал Советский Союз: он садился за стол переговоров, заключались соглашения об ограничении вооружений средней дальности, стратегических, отдельных видов вооружений, уничтожения ядерных запасов и прочего. Это были совместные взаимодоговоренности, заключенные в самый пик «холодной войны». Они снижали мировое напряжение. Сейчас есть все возможности продолжить такого рода договоренности, речь даже может идти о некоторых соглашениях, из которых США уже вышли или которые мы приостановили. Я считаю, что есть возможность к этому вернуться.

У людей все еще есть интерес к прогнозам по поводу курса доллара; естественно, прогнозы у нас самые разносторонние. Вообще, на ваш взгляд, может быть, эта тема уже в прошлом?

Алексей Кудрин: Да, в принципе, страна скорректировала свой курс с учетом цены на нефть. Сейчас мы выходим на темп минимального прироста ВВП, ситуация, скорее всего, будет более или менее стабильной. Цена на нефть опять способна повлиять, как сейчас она влияет: стоимость нефти растет, растет и рубль. Такие колебания будут сохраняться.

Последнее: мы готовимся к десятилетию радиостанции Business FM. Знакомы с вами все эти годы... Можете о нас что-нибудь личное сказать? Что вы думаете о нас и о десяти годах, которые прошли с нами?

Алексей Кудрин: Считаю, это замечательная радиостанция, я в машине большую часть времени — процентов восемьдесят — слушаю Business FM. Оперативная, живая радиостанция. Желаю и слушателям, и коллективу больших успехов, желаю сохраняться такой же информативной, динамичной программой.

За десять лет что-нибудь изменилось в Business FM?

Алексей Кудрин: Честно признаюсь, раньше я пользовался другими источниками, слушаю вас года четыре. Уже плохо помню, как было десять лет назад, были и другие радиожурналисты... скорее, изменился мир вокруг нас. Business FM остается информативной, профессиональной передачей.

Спасибо.

Источник: Бизнес ФМ

Подробнее...

А.Г.Грязнова приняла участие в VII Бизнес-Форуме

002

 

Президент Финансового университета А.Г.Грязнова приняла участие в VII Бизнес-Форуме «Финансирование реального сектора экономики» 6 июля 2016 года

 

6 июля Первый вице-президент Международной Гильдии финансистов, Президент Финансового университета Алла Георгиевна Грязнова приняла участие в VII Бизнес-Форуме «Финансирование реального сектора экономики», выступив модератором Пленарного заседания «Государственные стратегии поддержки реального сектора: от негативного сценария к экономическому росту».

Форум организован Международной Гильдией финансистов при поддержке Министерства финансов Российской Федерации. Генеральным партнером деловой программы стал Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации (НИФИ).001

Открывая Пленарное заседание, Алла Георгиевна Грязнова подчеркнула важность финансирования реального сектора экономики и улучшения инвестиционной активности регионов России.

С докладами также выступили: Сторчак Сергей Анатольевич, заместитель министра финансов Российской Федерации; Глазьев Сергей Юрьевич, академик РАН, советник Президента Российской Федерации по вопросам региональной экономической интеграции; Платонов Владимир Михайлович, Президент Московской торгово-промышленной палаты; Полонский Александр Эдуардович, заместитель директора департамента денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации, Рыкова Инна Николаевна, руководитель центра отраслевой экономики, ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» Министерства финансов Российской Федерации.

003

В рамках Пленарного заседания эксперты обсудили меры государственной поддержки предприятий России, а также сформулировали свои предложения по ключевым вопросам повестки заседания.

Ключевым мероприятием Форума стала секция «Актуальные вопросы финансирования и государственной поддержки отечественной промышленности», организованная при поддержке Фонда развития промышленности при Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации. Алла Георгиевна Грязнова выступила сомодератором секции. В режиме открытого диалога руководители федеральных и региональных органов власти, эксперты финансово-банковской сферы, главы госкорпораций обсудили механизмы государственной поддержки отраслей реального сектора, программу «Лизинговые проекты», вопросы инвестиций в новые промышленные точки роста, а также финансово-гарантийную поддержку экспорта. 

Подробная информация о форуме на сайте мероприятия.

Подробнее...

Медведев распорядился ежегодно проводить МФФ

Medvedev 001

В России появится еще один экономический форум. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, по которому ежегодно начиная с 2016 будет проходить Московский финансовый форум.

В документе, опубликованном на официальном портале правовой информации, говорится, что Министерству финансов РФ надлежит организовать подготовку и проведение форума, а также образовать организационный комитет и утвердить его состав.

"Финансовое обеспечение расходов, связанных с подготовкой и проведением форума, осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Минфину и заинтересованным федеральным государственным органам в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, а также за счет внебюджетных источников", - отмечается в распоряжении.

Документ также рекомендует "федеральным государственным органам, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, общественным объединениям, а также представителям деловых кругов оказывать содействие в подготовке форума и принимать участие в его работе".

Время проведения первого Московского финансового форума в распоряжении правительства не указано.

Подробнее...